Походив по салонам в центре Воронежа, вряд ли можно судить об общей
картине рынка, но все же отдельные тенденции вырисовываются.
Резких изменений в спросе-предложении не происходит. Все большее
количество покупателей приходит не с целью купить "первый мобильник", а с целью
смены аппарата. Следовательно, покупатели уже более внимательно смотрят на
функциональность и выбирают аппарат, по функциональности превосходящий прежний. Как
рассказывают менеджеры салонов, значительная часть "первых телефонов"
покупается не новыми, а бывшими в употреблении или нижнего ценового диапазона. При
покупке мобильника из вторых рук предпочтение отдается аппаратам ценой 1000-2000 рублей,
более дорогие модели даже с большей функциональностью, чем новые, продаются плохо.
Наличие цветного дисплея и полифонии стало обычным в телефонах
среднего класса, а не только бизнес- и имиджевых моделей. Некоторые производители
оснащают цветными дисплеями модели начального уровня например,
"Motorola C250", "Siemens A60", которые позиционируются именно как
"бюджетный" телефон.
Телефоны классической компоновки, как правило, имеют внутренние
антенны, что улучшило их эргономику. Некоторое исключение составляют модели малых
размеров ("Panasonic G50") и со встроенной камерой ("Samsung X600").
"Раскладушки" тоже начинают избавляться от торчащих антенн ("Samsung
E700", "SonyEricsson Z200").
Габаритные размеры в ближайшее время вряд ли заметно уменьшатся,
излишняя миниатюризация причиняет определенные неудобства: легкий аппарат плохо
чувствуется в руке, неудобно набирать номер близко расположенными мелкими кнопками
("Panasonic G55, G50).
По словам продавцов-консультантов, требования покупателей,
выдвигаемые к телефонам, в связи с развитием технологий тоже изменились Большое
внимание уделяется не только качеству связи и емкости батареи, но и цветному дисплею и
качеству полифонии (число голосов, громкость), особенно молодыми покупателями. С ростом
числа владельцев мобильных телефонов растут требования к записной книжке аппарата (от 200
номеров). Покупателей интересуют наличие органайзера, групп абонентов, возможностью
назначения личных мелодий и картинок. Чаще стали спрашивать наличие GPRS. Это вызвано
появлением услуг на базе GPRS ("Би Лайн GSM"). Бума на телефоны с камерами еще
не наблюдается (сдерживается высокой ценой), но цены на некоторые модели ("Siemens
MC60", "Nokia 3200") уже опустились ниже 7000 руб.
Отдельная тема женские телефоны. Опрос обладательниц и
потенциальных покупательниц позволил нарисовать приблизительный портрет такого телефона:
красивая, компактная "раскладушка" с цветным дисплеем, качественной полифонией
и стандартным набором функций.
Популярны модели фирм "Nokia", "Motorola",
"Siemens". По мнению продавцов, незаслуженно меньшим спросом пользуются
"LG" и "Samsung". Наиболее популярный ценовой диапазон
$100-250. Чаще всего покупаются телефоны ценой до $120 ("Siemens A52",
"Motorola C205", "SonyEricsson T100"). Из моделей с
фотокамерами "Siemens MC60", "Nokia 3200". Из более
дорогих "Samsung X100", "A800", "Siemens S55",
"Alkatel 735", "Philips 630", "Nokia 6100", возрос спрос на
миниатюрный "Panasonic G50".
Новинки в бюджетном ценовом диапазоне появляются в салонах уже через
одну-три недели после мировой премьеры, дорогие задерживаются до года.
Многие салоны привозят дорогие модели для привлечения внимания покупателей, но до
момента продажи они могут терять до половины цены. Например, в одном из салонов
первоначальная цена "Siemens SX45" была около 25 тысяч, а продали его за 15 тысяч
рублей.
Судя по разговорам в магазинах, покупатели интересуются новинками, но
гонки за ними не ощущается. С. Волков